Подготовка к аттестации (экзамену, контрольным работам): помощь и поддержка родителей
На самые важные вопросы родителей в нашей статье ответит преподаватель физики, эксперт ЕГЭ Гейлер Виктор Иванович — почетный работник образования Российской Федерации.
Почему важно готовиться к экзаменам, к аттестации?
Ребенок регулярно ходит на уроки, выполняет домашние задания – разве этого недостаточно, чтобы сдать экзамен, написать аттестационную работу?
► Любая аттестация, контрольная работа, экзамен – это определенный знаковый рубеж в жизни ребенка, поэтому каждый ученик обращает особое внимание на такие работы. Дети понимают, что от этих работ зависит их финальная оценка и, как следствие, экзамен или контрольная становятся для ученика дополнительной причиной стресса.
Правильно организованная подготовка работает в двух одинаково важных направлениях: это предметная и психологическая подготовка. Особенно это актуально для детей основной школы, поскольку их опыт в такого рода процедурах минимален и они с трудом справляются со стрессовыми ситуациями.
Учащиеся 10-11 класса уже имеют опыт сдачи ОГЭ, и в работе с ними какие-то моменты упрощаются. Хотя для этой группы учеников результаты сдачи экзаменов имеют бОльшую ценность, чем раньше: от количества баллов, полученных на ЕГЭ, часто зависит дальнейшая судьба детей. И это как дополнительный стимул, так и дополнительный стресс для ребенка.
Итоговая аттестация (ОГЭ, ЕГЭ) предполагает работу ребенка в непривычных условиях, с непривычными форматами заданий, поэтому процесс подготовки очень важен еще и с точки зрения знакомства с процедурой, с алгоритмами выполнения тех или иных заданий.
Еще раз подчеркну, что важность подготовки заключается в том, что она позволяет:
► обобщить материал
► познакомиться подробно с форматом и процедурой экзамена или аттестации
► научиться справляться с экзаменационным стрессом.
Когда нужно начинать готовиться к таким серьезным экзаменам,
как ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс)?
Будем говорить об этом на примере предмета «физика».
Ее изучение начинается в 7 классе, и в течение трех лет – 7, 8, 9 класс – дети работают по единой программе, а затем по желанию выходят на экзамен. На следующем этапе изучение физики как школьного предмета продолжается два года (10 и 11 класс), после чего только желающие сдают экзамен в формате ЕГЭ.
Подчеркнем, что какие-то школьные предметы изучаются бОльшее количество лет, поэтому конкретные рамки начала подготовки к экзамену каждый учитель — предметник определяет индивидуально.
Подготовку по своему предмету я выстраиваю исходя из многолетнего опыта. На уровне основной школы (7-9 класс) это выглядит так:
в 7 классе ребята проходят процедуру адаптации и знакомства с наукой, приобретают необходимые знания и навыки;
в 8 классе занятия выстраиваются так, чтобы на каждом уроке обсуждались темы и задания базовой части формата ОГЭ – у ребят есть возможность «примерить на себя» экзамен и оценить свои шансы по его сдаче;
в 9 классе в начале учебного года мы обсуждаем вопрос о том, кто будет сдавать физику в формате ОГЭ – чтобы сразу начать подготовку.
Для каждой группы учеников — планирующих и не планирующих сдавать физику — выстраиваются отдельные образовательные траектории.
Работа с каждой из групп будет осуществляться по своей программе.
В старшей школе уже в 10 классе мы обсуждаем планы учеников и в случае выбора ими предмета «физика» для сдачи в формате ЕГЭ сразу начинаем подготовку.
Очень важно максимально заранее выбрать предметы, по которым ваш ребенок будет сдавать экзамены, чтобы вовремя начать подготовку. Лучше впоследствии отказаться от идеи сдачи какого-то предмета, чем наоборот, решить, что он нужен в последний момент.
Если подготовка начинается за пару месяцев, то планомерной подготовки не получится и очень маловероятно, что экзамен будет сдан успешно. Ведь экзамен — это не только знания по предмету, но и формат, жесткие временные рамки и стрессоустойчивость.
Можно ли поделить работу по подготовке к экзамену на этапы?
Если ребенок планирует сдавать физику в формате ОГЭ или ЕГЭ, на первом этапе организуется индивидуальная консультация с родителями. Обязательно должен быть контакт учитель – родитель – ребенок.
На этой консультации обсуждается система подготовки в целом, проговаривается то, что необходимо будет сделать ребенку в течение учебного года. Говорим и о том, при каких условиях ученик будет успешен, а при каких – нет. А самое главное обсуждаем роль родителей в процессе подготовки – нужны будут помощь и поддержка.
Второй этап – непосредственное погружение в процедуру подготовки.
Здесь мы отталкиваемся от того, что на экзамене проверяются знания не за один год, а за несколько лет. В случае с физикой – на ОГЭ проверяют знания за три года обучения, на ЕГЭ – за два. Общеизвестно, что невостребованные знания имеют свойство забываться, поэтому при подготовке к экзамену мы начинаем с обобщающего повторения.
Так, в первой четверти 9 класса отрабатываем и повторяем теорию, решаем задачи за курс 7 класса; во второй четверти повторяем материал 8 класса; третья четверть – 9 класс. И в этот момент происходит смена вида деятельности: мы начинаем работать с КИМами. Выдавать их раньше не имеет особого смысла, поскольку в сентябре дети точно не выполнят половину теста, ведь материал 9 класса еще не освоен. То же скажем и о подготовке в 11 классе: первое полугодие – повторяем и обобщаем пройденное, во второй половине учебного года начинаем работать с экзаменационными вариантами.
Третий этап. У нас остается чуть больше одной четверти исключительно на отработку КИМов с первого по последнее задание.
Какова роль родителей в процессе подготовки к экзаменам?
Родителям, конечно, не нужно сидеть рядом с ребенком во время самостоятельных занятий, не нужно жестко контролировать процесс выполнения заданий или помогать в их выполнении.
Но важно помочь сыну/дочери организовать образовательный процесс с учетом изменившихся условий.