Жизнь — это ПРОЕКТ: почему важно учить ребёнка проектной деятельности с малых лет?
С малых лет ребёнок задаётся различными вопросами, “почемучками”:
почему небо голубое? Почему солнце восходит и заходит? Почему вода прозрачная?
► Ребёнок шагает дальше, а количество почемучек только увеличивается с каждым годом его жизни. Одним из наиболее удачных методов обучения, позволяющий ответить на все волнующие ребёнка вопросы и решить появившиеся трудности, является проектное обучение.
Что такое проект?
Сейчас мы наблюдаем, что все говорят о проектах, о значимости проектной деятельности и тех способностях и навыках, которые возникают в ходе этого процесса. Так что же такое “проект”? Давайте обратимся к источникам.
Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение цели, создание уникального продукта.
Сегодня общество стоит перед новым вызовом, когда требуются люди, мыслящие нестандартно и творчески, не по шаблону. Известный педагог Ш.А. Амонашвили утверждал, что “младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития;” в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно.
Особенности проектной деятельности у младших школьников
проект — это
ролевая игра;
проект связан с поиском неизвестного;
проект всегда связан
с творчеством и креативом;
от решения учебных проектов рано или поздно ребенок
перейдет к решению личных проблем и поиску ответов на сокровенные вопросы.
Формирование гибких навыков (“soft skills”) является ключевой особенностью проектной деятельности, без “мягких скилов” не представляется возможным решать жизненные задачи и взаимодействовать с другими людьми.
Как же с этим справляются наши юные студенты?
Преимущественно на занятиях “Окружающий мир” наши педагоги выстраивают два основных тематических направления учебного курса: природоведение и обществознание, которые идут параллельно, в течение всего обучения у ребят.
Через наблюдения за объектами живой и неживой природы, через занятия на открытом воздухе и тематические экскурсии наши студенты, сообща, находят ответы на свои “почемучки”.
Случается и такое, что для решения трудных задач мы приглашаем на наши занятия гостей из разных научных областей или сами выходим в музеи в поисках ответов на вопросы. Тем самым, мы работаем над формированием навыков системы “4К”: коммуникацией, кооперацией, креативностью и критическим мышлением.
В особенности нашей школы лежит принцип билингвальности, который позволяет изучать учебные дисциплины на английском языке, позволяя посмотреть на предмет под другим углом, с другой позиции, формируя у ребёнка систему “4К”.
В Билингвальной школе проводятся тематические недели — недели наук — тематические недели, посвященные какой-то одной учебной дисциплине (или блоку смежных наук). Миссия проводимых недель науки – просвещение наших студентов, на это время они становятся нашими юными научными специалистами по решению определенного «кейса».
“Жизнь — это проект!” — одна из популярных концепций современности. И оттого, как мы, взрослые, научим воспринимать наших ребят этот проект, зависит наше совместное будущее.