Звоните:
Присоединяйтесь к нам:
Top

Роль мелкой моторики в начальной школе

“Ты теперь большой! Ты теперь школьник!” — с гордостью говорят родители. В новом ранце лежат новые тетрадки, новый пенал и карандаши. Почему же ребёнок, умеющий читать и считать, знающий много стихов наизусть и стремящийся поскорее получить новый статус Ученика, приходит из школы огорчённый, почему в его тетрадке палочки и крючочки получаются некрасивыми и неровными, и почему всё с меньшей охотой наш ученик собирается в школу? Знакомо?

Учебное чтение

На сегодняшний день, приходя в 1 класс, у более 50% детей отмечается общее моторное отставание, вследствие чего младшие школьники испытывают затруднения при письме, а именно: дети не умеют правильно держать карандаш и ручку, испытывают трудности при работе с ножницами и в выполнении различных графических элементов (буквы, цифры, геометрические фигуры), появляется неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота графических элементов, большие растянутые буквы, разные наклоны букв). Всё это негативно сказывается на усвоении программы и отношения к учёбе в целом.

Почему же в последние 5-10 лет уровень развития моторики у будущих учеников значительно снизился? Да потому, что наши дети редко делают что-то своими руками. Потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но к сожалению не способствуют развитию моторики. А в итоге появляются все перечисленные выше проблемы.

Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.

Доказано, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как головной мозг и руки связаны между собой теснейшим образом. Высокий уровень развития мелкой моторики косвенно воздействует на психологическую и эмоциональную стабилизацию ребёнка.

boy-cpso

Поэтому в Центре Поддержки Семейного Образования “Твой интересный мир” педагоги обращают особое внимание проблемам развития мелкой моторики на занятиях у младших школьников. Дети с удовольствием включаются в игры «для пальчиков», целью которых является контроль и регулирование своих действий, обеспечивающих отдых кистей рук и психики ребёнка.

Хочу немного поподробнее рассказать о некоторых таких здоровьесберегающих технологиях сохранения
и стимулирования здоровья детей младшего школьного возраста.


Пальчиковая гимнастика

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместные действия систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями. Есть много упражнений, которые сопровождаются весёлыми стишками, и они в свою очередь также несут определённое значение — способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса. Пальчиковые игры помогают улучшить точность и ловкость, фантазию, воображение, память, речь, концентрацию внимания и творческие способности.

Но самое главное, такие упражнения позволяют младшим школьникам отдохнуть от продолжительного письма. Казалось бы простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.

blank
Самомассаж

Как известно, массаж — это сильнейший биологический стимулятор, влияющий на функции кожи, снабжает организм кислородом и питательными веществами, действует на сокращение и работоспособность мышц кистей рук, а также на эластичность суставов и связок. Самомассаж рук является также средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. При самомассаже укрепляются мышцы, суставы и связки рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, снижается двигательная и эмоциональная расторможенность, корректируется гиперактивность, а также под действием импульсов развивается речевая функция.


Игры с различными предметами и тренажёрами

Такие игры вызывают у детей неподдельный интерес, привлекающий их внимание. Цель таких упражнений заключается в том, чтобы стимулировать определенные точки на кистях рук. И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На ладонях находятся зоны и точки, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, которые отвечают за речь и управляются движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга, поэтому важно тщательно промассировать всю ладонь, не забыв про кончики пальцев. Упражнения с предметами и тренажёрами помогают улучшить память, устранить эмоциональное напряжение ребёнка, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

Многие родители узнают о проблеме неготовности руки к письму уже в школе, поэтому важно не упустить этот момент в начальном звене и помочь ребёнку овладеть навыком письма. И здесь можно рекомендовать родителям такие знакомые всем упражнения, как лепка, работа с бумагой и тканью, вырезание ножницами, игры-шнуровки, штриховки, рисование по точкам, раскрашивание, обводки, работа с различными конструкторами, разными предметами и тренажёрами. Такие игры способствуют сохранению физического и психического здоровья ребенка, что напрямую к успешному обучению в школе.

Задайте ваши вопросы!

    Отправляя форму, Вы соглашаетесь с условиями Положения о защите персональных данных