Роль мелкой моторики в начальной школе
“Ты теперь большой! Ты теперь школьник!” — с гордостью говорят родители. В новом ранце лежат новые тетрадки, новый пенал и карандаши. Почему же ребёнок, умеющий читать и считать, знающий много стихов наизусть и стремящийся поскорее получить новый статус Ученика, приходит из школы огорчённый, почему в его тетрадке палочки и крючочки получаются некрасивыми и неровными, и почему всё с меньшей охотой наш ученик собирается в школу? Знакомо?
Учебное чтение
На сегодняшний день, приходя в 1 класс, у более 50% детей отмечается общее моторное отставание, вследствие чего младшие школьники испытывают затруднения при письме, а именно: дети не умеют правильно держать карандаш и ручку, испытывают трудности при работе с ножницами и в выполнении различных графических элементов (буквы, цифры, геометрические фигуры), появляется неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота графических элементов, большие растянутые буквы, разные наклоны букв). Всё это негативно сказывается на усвоении программы и отношения к учёбе в целом.
Почему же в последние 5-10 лет уровень развития моторики у будущих учеников значительно снизился? Да потому, что наши дети редко делают что-то своими руками. Потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но к сожалению не способствуют развитию моторики. А в итоге появляются все перечисленные выше проблемы.
Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.
Доказано, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как головной мозг и руки связаны между собой теснейшим образом. Высокий уровень развития мелкой моторики косвенно воздействует на психологическую и эмоциональную стабилизацию ребёнка.
Поэтому в Центре Поддержки Семейного Образования “Твой интересный мир” педагоги обращают особое внимание проблемам развития мелкой моторики на занятиях у младших школьников. Дети с удовольствием включаются в игры «для пальчиков», целью которых является контроль и регулирование своих действий, обеспечивающих отдых кистей рук и психики ребёнка.
Хочу немного поподробнее рассказать о некоторых таких здоровьесберегающих технологиях сохранения
и стимулирования здоровья детей младшего школьного возраста.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместные действия систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями. Есть много упражнений, которые сопровождаются весёлыми стишками, и они в свою очередь также несут определённое значение — способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса. Пальчиковые игры помогают улучшить точность и ловкость, фантазию, воображение, память, речь, концентрацию внимания и творческие способности.
Но самое главное, такие упражнения позволяют младшим школьникам отдохнуть от продолжительного письма. Казалось бы простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.
Самомассаж
Как известно, массаж — это сильнейший биологический стимулятор, влияющий на функции кожи, снабжает организм кислородом и питательными веществами, действует на сокращение и работоспособность мышц кистей рук, а также на эластичность суставов и связок. Самомассаж рук является также средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. При самомассаже укрепляются мышцы, суставы и связки рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, снижается двигательная и эмоциональная расторможенность, корректируется гиперактивность, а также под действием импульсов развивается речевая функция.
Такие игры вызывают у детей неподдельный интерес, привлекающий их внимание. Цель таких упражнений заключается в том, чтобы стимулировать определенные точки на кистях рук. И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На ладонях находятся зоны и точки, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, которые отвечают за речь и управляются движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга, поэтому важно тщательно промассировать всю ладонь, не забыв про кончики пальцев. Упражнения с предметами и тренажёрами помогают улучшить память, устранить эмоциональное напряжение ребёнка, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.
Многие родители узнают о проблеме неготовности руки к письму уже в школе, поэтому важно не упустить этот момент в начальном звене и помочь ребёнку овладеть навыком письма. И здесь можно рекомендовать родителям такие знакомые всем упражнения, как лепка, работа с бумагой и тканью, вырезание ножницами, игры-шнуровки, штриховки, рисование по точкам, раскрашивание, обводки, работа с различными конструкторами, разными предметами и тренажёрами. Такие игры способствуют сохранению физического и психического здоровья ребенка, что напрямую к успешному обучению в школе.
Задайте ваши вопросы!