Звоните:
Присоединяйтесь к нам:
Top
Что и зачем мы читаем?

Что и зачем мы читаем?

Были времена, когда нашу страну называли самой читающей в мире. Читали все, читали везде. Сегодня ситуация иная: немногие из нас выберут книгу для досуга. Почему? Появилось множество других занятий и развлечений, которые разнообразят нашу жизнь и дарят новые эмоции. И всё же читать необходимо. Особенно детям. Для чего? И что нужно читать? Давайте разбираться.

Обратим внимание на два вида чтения: учебное и досуговое (возможно, их существует больше, но в школьной практике используем преимущественно эти два).

Учебное чтение

Это один из основных видов деятельности школьника: ребенок читает параграф учебника, задания к упражнениям, условия задачи. Основная цель такого чтения – понять смысл текста, чтобы получить новые знания и справиться с образовательной задачей. У большинства старших школьников этот навык уже отработан в результате многолетнего опыта, а возникающие иногда проблемы, как правило, быстро корректируются на уроках.

Чтобы сформировать навыки учебного чтения у младших школьников, родителям имеет смысл предварительно обсудить процесс с учителем и выработать единый подход к нему. А еще предстоит проявить немного терпения и при совместном выполнении домашнего задания следовать ряду простых советов.

  • Перед выполнением того или иного задания (по любому школьному предмету) попросите ребенка внимательно прочитать условия его выполнения.
  • После чтения попросите выделить главные слова задания, которые позволят лучше понять учебную задачу.
  • При необходимости перечитайте задание еще раз.
  • Только после полного понимания приступайте к выполнению задания.
Девочка и мама читают
Выделение главных (ключевых) слов текста

Это путь к пониманию любого текста, к успешному его пересказу. Стоит потратить немного времени на отработку навыка выделения ключевых слов, чтобы в дальнейшем ребенок делал это автоматически. На первых порах рекомендуется выписывать из текста ключевые слова и, опираясь на них, восстанавливать содержание текста (пересказывать его). По мере отработки навыка постепенно можно отказаться от записи, но при этом продолжать подчеркивать важные слова карандашом или текстовыделителем.

Досуговое чтение

Оно также является важным для школьника, поскольку часто связано с учебными задачами, а еще позволяет расширить кругозор ребенка, развить его воображение и эмоциональность. И все же главными задачами досугового чтения можно назвать развлечение, отдых и получение удовольствия от процесса. Вот давайте и оттолкнемся от этих задач при организации процесса чтения и выборе литературы.

Маленькому ребенку родители с удовольствием покупают яркие книжки со множеством картинок. Мамы и папы увлечено мяукают, хрюкают, гавкают и квакают вместе с малышом и героями книжек. Но со временем книги становятся все толще и дороже, процесс чтения усложняется и быстро превращается в рутину. Мамы и папы предпочитают доверить специалистам (учителям) процесс обучения ребенка чтению, а, значит, сами в нем почти не участвуют. И зря! Именно в этот период важно поддержать начинающего читателя: показать ему, что все вокруг читают (и родители читают тоже!) и что чтение – увлекательное занятие, которое открывает множество новых возможностей.

В начале обучения чтению важно читать книги ребенку и вместе с ребенком. Малыш старается не забыть буквы, стремится правильно сложить их в слоги и слова – делает это крайне медленно и не воспринимает смысл текста целиком. Поначалу чтение для ребенка – это тяжелый труд, от которого он не получает никакого удовольствия. Выбирайте для чтения в этот важный период небольшие произведения с увлекательным сюжетом (не берите знакомые сказки – вы их уже перечитывали много раз и малыш знает их наизусть). Подойдет, например, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова.

Ребенок читает

blankДоговоритесь с ребенком, что будете читать книжку по очереди: несколько строчек -он, несколько абзацев – вы. В первое время читайте бОльшие, чем ребенок, фрагменты текста — важно, чтобы юный читатель понимал смысл произведения, следил за сюжетом. Можно также попросить его кратко пересказать тот фрагмент, который он прочитал. Постепенно меняйте пропорцию прочитываемого текста: уменьшайте свои отрывки и увеличивайте детские. А однажды попросите ребенка почитать вам книгу – сошлитесь на то, что у вас першит в горле и вам трудно читать (милая хитрость).

blankПопробуйте также «эффект Шехерезады»: останавливайте чтение на самом интересном месте и обещайте, что продолжите на следующий день. Интрига позволит сохранять интерес к чтению.

blankПрочитав первую книгу, обсудите ее: расскажите друг другу о том, что понравилось, а что нет, хочется ли прочитать другие произведения этого автора.

blankСделайте в чтении небольшой перерыв и выберите новую книгу. Несколько книг прочитайте вместе, а затем постепенно отпускайте ребенка в «самостоятельное плавание». Но при этом некоторое время выбирайте книги вместе и рекомендуйте ребенку авторов и произведения. Не ленитесь прочитывать те книги, которые рекомендуете ребенку (особенно новую для вас, современную литературу). Вполне возможно, что вы откроете для себя много нового! Обязательно обсуждайте прочитанное. Да и сами не забывайте читать (то, что нравится вам): только личным примером можно вдохновить детей на какие-либо действия!

blankНу а высший пилотаж в процессе приучения ребенка к чтению – когда вы начинаете читать те книги, которые вам порекомендовал ваш активно читающий ребенок!

Что почитать с ребенком и что посоветовать ему для чтения?

В начальной школе с набором авторов и произведений проблем, как правило, нет. А вот в среднем звене чтение быстро скатывается к «скучной» классике и интерес к книгам мгновенно испаряется.

Какие книги читать детям

Предложите почитать 5–6-классникам Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит» и «Властелин колец», Дж. Роулинг «Гарри Поттер», из современных российских авторов хорош Дмитрий Емец: серии «Мефодий Буслаев» и «Таня Гроттер» (начиналась как подражание «Гарри Поттеру», но быстро переросла в самостоятельное произведение).

Ученикам 7-8 классов можно предложить книгу Нила Геймана «Коралина», книги Галины Щербаковой «Отчаянная осень» и Аси Лавринович (у нее много книг для подростков).

В старших классах можно предложить ребятам Бориса и Аркадия Стругацких «Понедельник начинается в субботу», книгу Фредрика Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» и др.

Вообще книги для старшеклассников можно рекомендовать к прочтению и родителям с последующим обсуждением за семейным ужином. Уверяю, все читатели получат удовольствие от сюжетов, героев и авторского стиля!

А еще на досуге можно читать не только художественную литературу.

Многим нравятся книги по саморазвитию (благо, их сейчас очень много и хорошего качества), научно-популярная литература, публицистика и мемуары.

Можно порекомендовать, например, книгу Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Научно-популярное произведение рассказывает о том, как устроены знакомые нам с детства сказки. Материал известный, язык доступный – удовольствие от прочтения и расширение кругозора гарантированы!

Если ребенок все же не полюбил художественную литературу, но с удовольствием читает научпоп, поддержите его в этом выборе – значит, для него важнее развивать интеллект!

Какие книги читать: бумажные или электронные? А может, послушать аудиокнигу?

Тут каждый выбирает то, что удобно и доступно ему. Бумажные книги дорогие и несовременные? Переходите на электронный формат. Всё же любите «бумагу»? Приобщитесь к библиотеке или устраивайте книжные обмены с друзьями, коллегами, соседями (заодно и социальные связи расширите). Лучше воспринимаете информацию на слух? Выбирайте аудиокниги. Они, конечно, не позволяют попутно развивать орфографическую зоркость, но это уже другая история для другой статьи. Здесь же мы с вами говорили о том, как начать читать и получать от этого удовольствие и новые эмоции!

Баловнева Ирина Николаевна

Автор статьи:

Баловнева Ирина Николаевна, филолог, преподаватель русского языка и литературы в Российско-Британской школе JandS

Задайте ваши вопросы автору статьи

    Отправляя форму, Вы соглашаетесь с условиями Положения о защите персональных данных